Балансировочный вал одноцилиндровых двигателей.

10 июня 2013 0 15150
0

 Работающий двигатель внутреннего сгорания не вибрировать не может по определению. Поршни, шатуны и коленчатый вал генерируют и накапливают в процессе работы энергию инерции, связанную с возвратно-поступательным и вращательным движением масс. Для уменьшения или полного устранения генерации такой нежелательной энергии, конструкция некоторых современных двигателей предусматривает наличие одного или двух балансировочных (балансирных) валов, оси которых располагаются параллельно оси коленчатого вала.

 Дисбаланс, создаваемый шатунной шейкой и нижней головкой шатуна, приводит к появлению центробежных сил инерции. По сути, такие же силы создают тряску при вращении несбалансированного колеса. Уравновесить их несложно – достаточно расположить груз на противоположной его стороне. И противовесы на щеках коленвала выполняют ту же роль, что грузики при балансировке колеса. 

 С вибрациями, создаваемыми поступательно движущимися массами (ПДМ), сложнее. Ведь поршень должен при подходе к верхней мертвой точке (ВМТ) довольно быстро остановиться, затем столь же быстро ускориться в противоположном направлении. При этом, в силу особенностей геометрии КШМ, максимальную скорость поршень развивает не в середине хода, а немного ближе к мертвым точкам. 

 Постоянные ускорения и торможения ПДМ создают силы инерции первого порядка Р1, а особенности геометрии КШМ приводят к появлению сил инерции второго порядка Р2. Силы инерции первого порядка также называют первичными вибрациями, а второго порядка – вторичными. Частота первичных вибраций равна частоте вращения коленвала. Их амплитуда зависит от массы поступательно движущихся масс и частоты вращения коленвала

 Балансировочный вал имеет форму полукруга. Такая форма вала обу- славливает возможность компенсации сил инерции, возникающих в движущихся массах элементов конструкции двигателя. Балансировочный вал вращается в противоположную сторону от коленчатого вала сторону и в два раза быстрее. Таким образом, снижение уровня вибрации двигателя происходит за счёт взаимной компенсации сил инерции балансировочного и коленчатого вала, так как эти силы направлены навстречу друг другу.

Двигателями с балансировочным валом оборудованы следующие модели мотоциклов : Soul Spirit, Soul Motard, Soul Boss, Soul Rocker.

Автор: Алексей Кондратюк

 

Google+