Двигатели CG и CB: сравнительный анализ

26 ноября 2013 0 10070
0

 Среди множества современных (и не очень) двигателей внутреннего сгорания, установленных на различных моделях мотоциклов и максискутеров китайского производства, особое место занимают двигатели класса CG и CB. В данной статье мы постараемся проследить историю создания и распространения этих моторов по миру, а также проанализировать все их преимущества и недостатки. 

 Оба этих двигателя были созданы на заводах японской корпорации Honda в середине 70-х годов ХХ века. Мотор класса CG изначально позиционировался как относительно простой в плане конструкции, весьма надежный и недорогой в изготовлении. Стоит отметить, что мотоциклы Honda с двигателем этой марки сразу же обрели широкую популярность, и в связи с этим выпускались вплоть до 2004 года. Китайские разработчики скопировали мотор CG для собственной промышленности около десяти лет спустя после его изобретения – в 1984 году. Первые CG-двигатели в Поднебесной отличались довольно низким качеством и производились исключительно для внутреннего рынка – за границу их вывозили только контрабандным порядком. Впоследствии, когда японским изобретателям и китайским «пиратам» удалось договориться и заключить лицензионное соглашение, ситуация коренным образом изменилась. Японская технология в теперь значительно улучшенном китайском исполнении вышла на мировой рынок и в самом скором времени получила весьма широкое распространение. Инженеры Поднебесной хотя и взяли за основу своей адаптации самые ранние модели двигателей Honda CG 1973-1976 годов, но затем не только значительно улучшили качество их производства у себя на родине, но и внесли ряд конструктивных конкурентоспособных изменений. Так, применение более длинноходового коленвала позволило увеличить объем двигателя до 197 куб.см. – при том, что в Японии максимальный объем мотора составлял всего 175 «кубиков». Кроме того, часть мотоциклов китайского модельного ряда была оборудована специальным балансирным валом, что в значительной мере способствовало «гашению» излишней вибрации во время движения. На сегодняшний день усовершенствованные вариации CG используются на моделях Soul Charger, Soul Boss, Soul Apach

 Рассматривая двигатель CG с точки зрения современного развития технологий, можно выделить как целый ряд положительных моментов, так и множество «минусов». Моторы данного класса выгодно отличаются классической компоновкой, простотой в обслуживании, дешевизной всех комплектующих и достаточно долгим сроком эксплуатации. Несомненным преимуществом конструкции является низовой(нижний) распредвал, который при правильной настройке дает двигателю неимоверную силу тяги на малых оборотах. Кроме того, в линейке мотоциклов с мотором CG есть образцы как с масляным, так и с водяным охлаждением. Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, технология, созданная около 40 лет назад, является уже основательно устаревшей. К примеру, увеличенная масса оборудованного штанговой передачей газораспределительного механизма снижает мощность двигателя на высоких оборотах в соотношении порядка 10% на 8000 оборотов. Таким образом, устанавливать данный мотор на спорт-байки -  как минимум нецелесообразно и нерентабельно. Затем многих начинающих мотоциклистов раздражает характерный звук вращающихся штанг двигателя CG и общий повышенный шумовой фон – верхнераспредвальные моторы работают гораздо тише. Среди минусов, отмечаемых мотолюбителями, можно обозначить неэкономичность – повышенный расход топлива при невысокой степени сжатия, обилие постоянно нуждающихся в смазке деталей, неудовлетворительную работу клапанов при высоких скоростях. Помимо этого, на данный момент у этой модели исчерпаны абсолютно все возможности модернизации и тюнинга.

 Двигатель класса CB(CBB) имеет схожую историю. Он также был разработан на заводе Honda в 70-е годы, а затем внедрен и распространен как альтернатива CG, более мощная экономичная. Однако данный тип мотора не стал так же популярен, как его предшественник, ввиду более высокой себестоимости, связанной с завышенными стандартами качества сборки. Аналогично двигателю CG, был впоследствии скопирован китайскими производителями, причем в новом исполнении утратил порядка 15-20% мощности в сравнении с японским прототипом и, несмотря на высокий потенциал, также не получил широкого распространения. Радикальное конструкционное отличие мотора CB – верхний распределительный вал, за счет установки которого удалось полностью ликвидировать потери мощности при высоких оборотах. Более того, как ни странно, максимальная мощность китайских прототипов CB на порядок выше, чем у аналогичных CG – таким образом, по-видимому, был взят реванш за дефорсирование при копировании с оригинала. CB занимает одно из ведущих мест по количеству оборотов в минуту: максимальное их количество при объеме двигателя в 125 куб.см. – 10500, и это при всего 8-9 тысячах у других подобных машин «родом» из Поднебесной. В наборе положительных черт данной модели - топливная экономичность, высокая степень сжатия, хорошее газораспределение. К минусам можно отнести опять же устаревшую технологию, вибрации на больших оборотах, которые, впрочем, можно преодолеть с помощью балансировки коленвала, а также довольно низкие экологические параметры, не соответствующие современным стандартам. На сегодняшний день CB выпускается в кубатуре от 125 до 250 cc и установлен на следующие модели: Soul Spirit и Soul Motard

 

 Подводя итоги, мы можем отметить, что каждый из проанализированных типов двигателей – по-своему неповторим и уникален, имеет как неоспоримые достоинства, так и различные недостатки. Широко разошедшийся в мире CG уступает малоизвестному CB по мощности и количеству оборотов в минуту, но превосходит его в области дешевизны обслуживания и простоты конструкции. В любом случае, оба этих мотора занимают свои достойные места в развитии китайской мототехники, которая на сегодняшний день занимает лидирующие позиции как на мировом, так и украинском рынках. Надеемся, что данная статья поможет вам принять правильное решение и купить китайский мотоцикл с мотором, полностью удовлетворяющим все ваши желания и прихоти. Выбор остается за вами!

Автор: Алексей Кондратюк

 

Google+