Обкатка мототехники. Что это? Зачем? Как?

25 января 2013 0 12932
0

   Абсолютно все типы двигателей внутреннего сгорания и трансмиссии, устанавливаемых на мопеды, скутеры и мотоциклы предполагают в своей конструкции наличие деталей так или иначе подверженных трению друг об друга. Проектируя двухтактный или четырёхтактный бензиновый двигатель, коробку переключения передач или редуктор, производители гарантируют заявляемые показатели мощности, крутящего момента и срока службы исходя из допустимых величин зазора именно между трущимися деталями. Поэтому чрезвычайно важной для данных узлов процедурой, обеспечивающей их длительную бесперебойную работу, является обкатка. Обкатке подлежат как новые механизмы, так и прошедшие капитальный ремонт.

 В данной статье мы постараемся максимально точно и полно описать всё, что так или иначе связано с обкаткой.

 Итак, обкатка – это процесс интенсивной приработки (в инструкциях по эксплуатации может использоваться также «притирка», «подгонка») сопряжённых поверхностей новых деталей двигателя, трансмиссии др. механизмов. Во время данного процесса происходит сглаживание микронеровностей, повышается качество поверхности, снижается трение, калибруются рабочие зазоры, происходит осадка резьбовых соединений, оплеток тросов, прокладок.

 Таким образом, правильно произведенная обкатка гарантирует максимально продолжительный срок службы и отличные технические характеристики вашего транспортного средства.

 Кинетическая энергия, возникающая при соприкосновении деталей друг с другом, по закону сохранения энергии преобразуется в энергию тепловую. В то же время также образуется металлическая пыль и стружка, способные повредить притирающиеся рабочие поверхности деталей, образуя задиры и царапины. Задачами обкатки на протяжении всех этапов как раз и являются рассеивание тепла и своевременное удаление образовавшегося металлического мусора.

 Большинство производителей мототехники устанавливают длительность периода обкатки в 1000 км. Первые 600 км пробега является особенно важными, поэтому стоит внимательно следить за тем, чтобы в этот период обкатываемые узлы работали в наиболее щадящих режимах.

«Холодная» обкатка

 Для новых четырёхтактных и двухтактных двигателей, которые никогда не запускались, рекомендуется произвести несколько оборотов коленвала «на холодную», т.е. с выключенным зажиганием. Для этого достаточно 4-5 раз дёрнуть кик-стартер (на скутере можно провернуть передний вариатор по часовой стрелке – ещё более деликатный вариант). Данная процедура удаляет самые большие заусенцы металла. Конечно, если при покупке нового мопеда, скутера или мотоцикла в вашем присутствии уже производили пробный запуск мотора, то данная процедура необязательна. А вот для двигателей прошедших замену поршневых колец, поршня, цилиндра, коленчатого вала она крайне желательна.

Обкатка на холостых оборотах

 Запускайте двигатель на мопеде или мотоцикле при выбранной нейтральной передаче. В случае со скутером обязательно поставьте его на центральную подножку так, чтобы заднее колесо могло свободно вращаться.

 Следует завести двигатель, дав ему поработать около 5-7 минут, и после заглушить для остывания примерно до 30-40 градусов по Цельсию (едва тёплый), проверив касанием руки. 

 Эти действия следует повторить несколько раз (5-6 раз). С каждым разом время нагревания мотора будет наступать позже. После того, как оно стабилизируется - приступайте к обкатке на ходу.

 При обкатке на ходу нагрузка на двигатель и узлы трансмиссии существенно возрастает. Очень важно придерживаться ряда простых основных требований:

  • обязательно дать мотору прогреться до рабочей температуры (после тёплого запуска это позволит смазочным материалам достигнуть всех ключевых узлов двигателя);

  • избегать длительной непрерывной езды с постоянной скоростью (позволяйте двигателю свободно набирать скорость в пределах рекомендованных максимальных ограничений: частота оборотов должна быть различной, также как и скорость движения в целом - необходимо снижать нагрузку, давая возможность деталям остыть);

  • выбрать маршрут для движения, в  котором отсутствуют или минимум крутых подъёмов;

  • не перевозить во время обкатки пассажира или груз;

  • если возможности контролировать температуру двигателя с помощью датчика нет - позволять ему проработать некоторое время (5-7 минут) на холостых оборотах перед выключением зажигания.

 

 Несоблюдение описанных выше простых требований приведёт к весьма печальным последствиям…

 Весь процесс обкатки на ходу можно свести к следующему алгоритму:

  • запуск двигателя;

  • прогрев на холостых оборотах;

  • езда;

  • остывание двигателя на холостых оборотах;

  • остановка работы двигателя.

Пробег

Максимальная скорость

Необходимые процедуры при достижении пробега

Время непрерывной работы двигателя, не более

0 - 100 км

25 км/ч

Замена моторного масла

1 ч

100 - 300 км

30 км/ч

Замена трансмиссионного масла

1 ч

300 - 600 км

35 км/ч

Замена моторного и трансмиссионного масел, чистка и смазка цепи привода

2 ч

600 - 1000 км

45 км/ч

Замена моторного и трансмиссионного масел, свечи зажигания, элемента воздушного фильтра, чистка и смазка цепи привода

2 ч


 При каждой замене масел необходимо в обязательном порядке очищать сетчатый фильтр картера двигателя, элемент воздушного фильтра. Настоятельно рекомендуем не пренебрегать и такими процедурами как чистка и регулировка карбюратора, проверка зазора свечи зажигания, чистка и смазка цепи привода в течение всего цикла обкатки. Внимательно осматривайте вашу мототехнику: не должно быть подтеканий масла из картера, редуктора привода колеса, топлива из системы питания, рабочих жидкостей из системы охлаждения и гидравлического привода тормозов. Это касается также всех узлов крепления (крепление облицовки, двигателя, передней вилки и обоих колёс, тормозных механизмов и т. д.).

 

 Помните, что во время обкатки работающий двигатель нагревается быстрее, увеличиваявероятность его перегрева в несколько раз. Чтобы этого не допустить, контролируйте уровень моторного масла как можно чаще, доливая при необходимости до требуемых инструкцией показателей. Мы рекомендуем использовать моторные масла ТМ «MOTUL»: для четырёхтактных двигателей – 100% синтетическое моторное масло MOTUL 7100 4T 10W40, а для двухтактных - MOTUL Scooter Expert 2T. 

 Для трансмиссии и редукторов идеальным вариантом выбора является всесезонное минеральное масло MOTUL Gearbox 80W-90, усиленное бисульфидом молибдена.

 На мотоциклах и мопедах с механической или полуавтоматической трансмиссией передачи прикатывают последовательным переключением – с первой на вторую, со второй на третью, и т. д. Последняя передача применяется уже после обкатки.

 

 

 Свидетельством грамотной и успешно проведенной обкатки двигателя является температура работающего двигателя при максимально открытой дроссельной заслонке и на последней передаче – она не достигает пиковой рабочей температуры. На фото ниже представлен желаемый результат.

 

 Для достижения желаемого результата обкатки используйте только оригинальные запчасти и расходные материалы. Не советуем использовать присадки к маслам, в т.ч. восстанавливающие поверхность.

 Двухтактные двигатели проходят обкатку точно так же как и четырёхтактные, с тем лишь отличием, что моторное масло не заменяется. Принцип работы двухтактного двигателя предполагает частичное его сгорание в рабочей камере цилиндра. Поэтому в период первых 600 км обкатки необходимо добавлять моторное масло для двухтактных двигателей в бензин в пропорции 15:1000 (т.е. 15 мл масла на 1 литр бензина), тщательно перемешивая полученную смесь перед заправкой в бензобак. Далее пропорция изменяется на 10:1000.

 После обкатки двигателя для продления его ресурса и дополнительной защиты от перегрева можете продолжать добавлять его в бензин из расчета 5:1000.

 Не забывайте, что внимательное и бережное обращение с вашим мопедом, скутером или мотоциклом особенно на первых порах его жизни гарантирует его отличную работу и удовольствие от использования!

 

Автор: Алексей Кондратюк

 

 

Google+